—колько мы платим за понт

ћне понравилась постановка вопроса. ћы ведь чувствуем интуитивно, что Toyota LandCruiser 200 ценитс€ не за талант перевозки четырех кубометров макулатуры. LC200 – это трон, божь€ колесница, монумент собственному эго. ј вот Lada Kalina – это просто транспорт, удовлетвор€ющий в первую очередь насущные потребности. √де граница между машиной достаточной и избыточной?

¬опрос можно убить в зачатке расплывчатым ответом, что, мол, любое авто есть и рациональна€ покупка, и понт. „то, мол, кажда€ машина по своему рациональна. „то предмета дл€ спора вообще нет. Ќо это не наш метод. Ќам нужен вн€тный солдатский ответ. ƒа или нет? —олнце или Ћуна? ѕутин или ћедведев?

—начала € сказал, что рациональную машину от «понтовоза» отдел€ет сумма в 500 тыс€ч рублей, сейчас путем долгих и муторных вычислений (логарифмы-то уже забылись) установил планку на 555 555 рубл€х. “а часть машины, что дороже 555 555 рублей, уплачена вами за понты.

–ациональной частью € считаю ту, что способствует некому практическому результату, который выражаетс€ количественно.  упил машину, и стал зарабатывать на 20 тыс€ч больше. ƒети трат€т на путь до спортшколы на 40 минут меньше. –одственников видишь в три раза чаще (хот€ это не всегда плюс).

ј все, что выражаетс€ в эпитетах, вроде безупречна€ динамика, внеземна€ проходимость, чарующий дизайн – это есть понт, смазка дл€ нашего эго.

я провел мысленный эксперимент. ƒавайте запретим машины дороже 555 тыс€ч рублей (здесь и далее – речь о частном некоммерческом транспорте). ѕредставьте, что на территории –‘ запретили выставл€ть больший ценник. ƒаже если Rolls-Royce захочет продавать свою продукцию, он волен это делать по цене не более 555 тыс€ч рублей. “о есть, «–олс –ойс» уйдет, а вместе с ним и все премиальные бренды. Ќо ведь, строго говор€, премиальный  бренд – это и есть материализованное эго, и мы хорошо понимаем это, когда речь идет о депутатах и олигархах, хот€ делаем скидку лично дл€ себ€. ≈сли на BMW X6 ездит сосед – он чмо и вор, а если € —  то молодец и труд€га.

¬ общем, установили мы ограничение. „то дальше?  то-то умер (смерть от воспаленного эго не рассматриваем)? ќбщество резко потер€ло в эффективности?  то-то куда-то опоздал?

¬ диапазоне до 555 тыс€ч рублей есть автомобили всех классов, которые оправданы с точки зрени€ рациональных потребностей. ≈сть Renault Sandero, есть семиместна€ LadaLargus, есть проходимец UAZ Patriot, есть кроссовер Renault Duster и более внедорожна€ Chevrolet Niva.

ќдин мой знакомый недавно в силу жизненных обсто€тельств пересел с BMW X5 на Renault Logan (понимаю, звучит как авторска€ выдумка, но так и было). ѕересел и ничего не случилось. ≈здит на рыбалку, по работе и везде, а в компенсацию за некоторые неудобства – смешна€ стоимость обслуживани€. јх да, у Logan така€ дурацка€ регулировка сидень€ по высоте. јй-ай-ай… Ќо, по крайней мере, она там есть.

¬сех волнуют вопросы безопасности. ¬се хот€т машину пот€желее, с рамой, множеством подушек и тракторным скребком вместо бамера. » тут € выражу спекул€тивное суждение, что количество пострадавших в ƒ“ѕ, спровоцированных мнимой уверенностью в неу€звимости своего авто, ничуть не меньше, чем число травмированных из-за недостаточного количества подушек безопасности. “ем, кто ставит во главу угла массу авто, можно будет купить машину за 450 тыс€ч, а сдачу потратить на лом черных металлов, который доведет малолитражку до нужных кондиций.

Ѕезаварийность больше зависит от настро€ водител€, чем от ““’ его автомобил€ – вот за это € готов поручитьс€.

’от€, конечно, пренебрегать технической безопасностью не стоит. Ќо тут есть другое соображение: производители приспособ€тс€ к ценовому лимиту, предлага€ модели с более рациональным набором опций.  рашенные в цвет кузова бампера, хромированные рюшечки и выштамповки на боковинах – все это суть понты, жертвы на алтарь эго. ќт всего это можно отказатьс€ в пользу дополнительных подушек. ƒаже сейчас за 555 тыс€ч можно купить машины с ESP и «автоматом» (Skoda Fabia) и 6 подушками (Kia Picanto).

ќп€ть же, из автопарка постепенно будут вымыватьс€ т€желые машины, так что компакты перестанут быть легкой добычей.

—ледующий контраргумент – перевозка народа в несметном количестве. ¬друг вы€сн€етс€, что всем позарез нужен дев€тиместный микроавтобус, хот€ простейший анализ автопарка показывает, что он почти никому не нужен – продажи компакт-  и минивэнов, равно как и легковых пикапов в –оссии ничтожны (не забываем, что мы говорим о частных машинах). ѕри установлении лимита 555 тыс€ч производители отреагируют целой россыпью минивэнов за означенную сумму, что сейчас выгл€дит фантастикой, однако таковой не €вл€етс€, «Ћаргус» нам всем в печень.

≈сли говорить о больших семь€х (допустим, с п€тью детьми), то лично мне более целесообразным представл€етс€ вариант с двум€ автомобил€ми. ќчень редко семь€ выезжает куда-то в полном составе, гораздо чаще нужно одних в школу, других в садик, третьих в институт, так что две машины это и гибче, и по накладным расходам дешевле. Ѕольшой микроавтобус, типа Hyundai H1, большую часть времени будет ездить пустым.

–аст€нутый компакт ¬-класса способен решить 99,9% задач, которые на него возлагает среднестатистический пользователь. ¬сегда можно придумать исключение из разр€да: «я посто€нно вожу 300-килограммовый трансформатор» или «” мен€ четыре тещи и все люб€т ездить спереди», но если оставить в стороне аргументы, подпитываемые тем самым эго (а четыре тещи, извините, это барство), то Renault Logan имеет вполне достаточный салон, чтобы перевозить 3-4 человек.

ѕланка в 555 555 рублей мотивировала бы производителей вспомнить забытое искусство создани€ простых и гениальных машин. —егодн€ они латают банальность конструкции избыточным опци€ми, и инженерное дело постепенно сдаетс€ под натиском маркетологической алхимии. Ќо некоторым машинам диета пошла бы на пользу, и тогда, быть может, по€вились бы снова легкие хот-хетчи, вроде Peugeot 205 GTi. —егодн€ машины такого класса сто€т под миллион, а ездить на них не так уж весело. Ќу уж точно не на миллион.

¬ услови€х столь жесткой диеты неизбежно разовьетс€ тюнинг, ибо выделитьс€ с помощью серийной машины станет почти невозможно. Ќо это ведь тоже неплохо. “юнинг – это малый и средний бизнес в пику автопрому, крупному бизнесу. “аким образом, мы поможем становлению среднего класса в –оссии.

¬ы можете спросить, почему именно 555 тыс€ч, почему не дешевле? Ћимит выбран мной интуитивно с учетом минимальных требований к вместительности и безопасности авто. ¬прочем, можете предложить свой порог – обсудим.

¬арианты машин дл€ разных задач

ѕроблема

¬ариант до 555 тыс€ч

¬ наших дворах отвратительные дороги

Renault Duster

” мен€ длинноногие родственники

Nissan Almera

’очу поехать в экспедицию

UAZ Patriot

Ћюблю парковатьс€ к бордюрам

Renault Sandero

»ногда вожу семь человек

Lada Largus

’очу машину с огоньком

Skoda Fabia 1.2

¬ожу макулатуру

Citroen Berlingo First

я совсем не предлагаю внедрить мою идею. ”паси бог от такого «автомобильного коммунизма». ¬озможно, мы придем к нему естественным путем.

¬ любом случае, ничего страшного бы не произошло. ѕрактические нужды земл€н не пострадали бы, но пострадало бы их эго. ¬место из€щных, приземистых спортседанов мы бы чалились на компактах или архаичных внедорожниках. Ёто допустимо, но грустно. „то и требовалось доказать.  

»так, возьмите свою машину, отнимите от ее стоимости 555 тыс€ч рублей, и вы получите сумму, которую переплатили в угоду своему эго. “олько не спешите выдвигать банальнейший аргумент, чтобы заплатили л€м-двести за безопасность и руководствовались только этим. Ѕезопасность вполне можно включить и в означенные 555 тыс€ч, но вы ведь пожелали еще кожаный салон, люк в крыше, известный бренд (чтобы сосед поперхнулс€), большой кузов... ¬от спросите себ€ честно: стали бы вы покупать такую машину, если бы в –оссии существовал культ скромности, и мужское достоинство было обратно пропорционально размеру авто, а не как сейчас?

¬прочем, эго – это неплохо. Ёго сделало нашу цивилизацию. «амечательно, что мы покупаем машины не совсем рационально, ибо это заставл€ет нас работать больше, потом покупать еще более дорогие машины, работать больше, и снова, и снова... “аким образом мы куда-то (черт его знает куда) идем.