ј¬“ќ¬ј«: конец «социального эксперимента»

ѕоставки непри€тностей

«¬ –оссийской ‘едерации 724 поставщика автокомпонентов, и только 11 из них плохие», – отвечает мне спокойным тоном президент ќјќ «ј¬“ќ¬ј«» Ѕу јндерссон после того, как € спросила о некачественных автокомпоненах, которые €вно присутствуют в старых модел€х вазовских легковушек. ¬ыдержав паузу, он добавл€ет: «ѕ€ть из них – в —амарской области». Ёто был апрель 2015 года, и тогда все п€теро «плохих» поставщиков работали с толь€ттинским автогигантом.   тому времени завод уже успел пережить одну остановку конвейера из-за срыва поставок автокомпонентов. Ёто случилось осенью 2014 года. “огда толь€ттинский завод прин€л решение остановить линии производства Kalina/Granta. Ќа предпри€тии это объ€сн€ли тем, что три поставщика не смогли воврем€ обеспечить линии производства необходимыми комплектующими.  роме того, по официально не подтвержденной информации, ¬ј« €кобы должен денег некоторым поставщикам. “ем не менее запустить завод удалось меньше чем за сутки. ѕресс-служба вс€чески избегала подробных официальных комментариев, видимо, опаса€сь, что это может сыграть плохую роль в вопросе формировани€ имиджа. Ќа зарплате работников суточный простой конвейера не скажетс€.

¬прочем, если верить инсайдерской информации, полученной от источников, знакомых с ситуацией, неполадки с поставщиками начались из-за того, что «Ѕу јндерссон разворошил осиное гнездо». “о есть порушил определенные коррупционные схемы, а также схемы поставок, построенные на всевозможных откатах. ј еще €кобы вскрылись определенные непри€тные факты о производстве автокомпонентов и их соответствующем качестве. Ќе исключено, что наименовани€ поставщиков и детали скандала были скрыты от —ћ», чтобы избежать крупного скандала.

Ќо ситуаци€ с поставщиками продолжала оставатьс€ напр€женной, и Ѕу этого не скрывал. ¬ июле 2015 года, за два дн€ до собрани€ совета директоров ќјќ «ј¬“ќ¬ј«», конвейер снова встал из-за проблем с поставками комплектующих. Ќа экстренном совещании было прин€то решение – оперативно найдены иные поставщики. ƒоговоры и первые поставки – все это случилось буквально в считаные часы. „ерез сутки конвейер ј¬“ќ¬ј«а вновь заработал. Ћюди вышли на работу. » вновь никаких подробных комментариев дл€ —ћ» от дирекции по св€з€м с общественностью, только общие слова. –уководство пресс-службы ј¬“ќ¬ј«а даже пошло на странный и очень негативный дл€ политики «информационной открытости предпри€ти€» шаг – во врем€ подхода прессы после собрани€ совета директоров журналистам было разрешено задать лишь три вопроса. Ёто право досталось представител€м федеральных изданий, которые почему-то упорно не интересовались ситуацией, св€занной с остановкой конвейера. “ри абсолютно «беззубых вопроса» о «наиважнейших решени€х» были адресованы  арлосу √ону, „емезову и Ѕу јндерссону.

¬скрытый нарыв

¬прочем, любой нарыв рано или поздно прорываетс€. ¬от и на сей раз «замолчать» ситуацию оказалось сложнее, потому что через день после собрани€ совет директоров остановил производство ќјќ «јвто¬ј«агрегат» – завод, который поставл€ет автогиганту основные автокомплектующие. ј именно: сидень€, глушители, нейтрализаторы, а также р€д другой продукции. Ќа заводе данную ситуацию комментировать отказываютс€. ќднако, по данным источников, завод испытывает серьезные финансовые затруднени€ и имеет долг более чем в миллиард рублей. ј сам ј¬“ќ¬ј« недоволен работой поставщика. » на данный момент нашел ему замену в лице нескольких других компаний.  ак раз из-за этого у ј¬“ќ¬ј«а и возникла необходимость остановить конвейер. ¬прочем, проблема была решена достаточно оперативно.

ƒополнительна€ зарплата как пережиток прошлого

Ќо остановки конвейеров еще можно было пережить обычному рабочему – на зарплате это никак не сказалось. ј вот потер€ так называемой тринадцатой зарплаты дл€ заводчан оказалась ударом ниже по€са. » св€зана она была с неэффективной работой и низкими показател€ми. Ќо рабочие не хотели вникать в причины, все они помнили обещание Ѕу јндерссона, которое он дал несколько мес€цев назад…

Ќапомним, в 2014 года ј¬“ќ¬ј« сообщил, что в 2015 году работникам предпри€ти€ еще два раза выплат€т бонусы – 15 июл€ и 15 декабр€ «при условии успешной работы». 70% из общей суммы будет направлено на бонусы рабочим, остальные 30% – менеджерам. ќднако пон€тие «успешной работы» дл€ топ-менеджера с европейским складом ума оказалось несколько иным, нежели дл€ простых рабочих. «ћы должны зарабатывать деньги, иначе все это не имеет смысла», – говорил Ѕу люд€м. Ћюд€м, некоторые из которых могли позволить себе прийти на работу в состо€нии алкогольного или наркотического опь€нени€, которые могли позволить себе и вовсе не прийти на работу. Ћюд€м, которые трудились в услови€х жуткой загр€зненности рабочего места.   слову, именно с наведени€ чистоты и начал свою карьеру Ѕу на заводе. ќн сделал рабочим нормальные туалеты, стоимость которых оценивалась в полтора миллиарда рублей.

Ќо, возвраща€сь к пон€тию эффективности, стоит отметить, что по результатам работы завода за первое полугодие больша€ часть трудового коллектива осталась без премии, прописанной в коллективном договоре. ѕричиной стала убыточность завода, отсутствие прибыли и низкие показатели работы. ќ том, что денег «из воздуха» не будет, Ѕу сказал работникам лично, собрав их в актовом зале. Ќовость была восприн€та работ€гами негативно. Ѕолее того, людей в этом поддержал и официальный профсоюз. –уководитель профкома —ергей «айцев даже обратилс€ к главе ј¬“ќ¬ј«а с открытым письмом, чтобы всех работников поощрили за первое полугодие, за исключением высокооплачиваемых менеджеров и нарушителей трудовой дисциплины.

 атализатором конфликта стал тот факт, что работники некоторых цехов все же получили премию, например, люди, труд€щиес€ над «Ћадой» 4х4. ѕравда, по факту это была вовсе не преми€, а поощрение за хорошую работу и высокие показатели по итогам квартала. ѕросто из-за технической накладки эти деньги удалось перевести лишь в тот момент, когда должны были начисл€ть бонусы.

Ќа сегодн€шний день остаетс€ открытым вопрос с премией за второе полугодие. ѕрофсоюз настаивает на ее сохранении, поскольку в противном случае работники просто не станут трудитьс€ на автогиганте. — этим господин јндерссон согласен, однако он пока что придерживаетс€ мнени€, что ј¬“ќ¬ј« – это не благотворительна€ организаци€ по поддержке населени€, а полноценный бизнес, который нужно развивать и который должен приносить деньги. » мотиваци€ у рабочих должна быть соответствующей. «Ћюд€м важно показать, что у них есть будущее, и важно давать четкие указани€, – говорит президент. – ѕри этом если мы не будем заботитьс€ о потребителе, то никто не купит нашу продукцию. ≈сли мы не будем создавать новые продукты, то у нас не будет потребителей. » мы не сможем зарабатывать деньги. «арабатывать деньги очень важно. ѕоэтому € очень удивилс€, когда пришел на ј¬“ќ¬ј« и не увидел заинтересованности в заработке. ћне сказали, что все это социальный эксперимент. » это очень странно, это неправильно».

’очетс€ отметить, что несмотр€ на болезненные процессы внутри завода предпри€тие развиваетс€. ¬ этом году будет запущено серийное производство Lada Vesta, а в следующем – Lada Xray. ” руководства большие планы по модернизации и улучшению качества существующих моделей. Ќо это не главное – намного важнее изменить менталитет людей и их отношение к работе. “ак и только так завод сможет производить продукцию европейского качества.